Мы любим в детстве получать подарки,
А в зрелости мы учимся дарить.
(Самуил Маршак)
рубрики
Наши дети
Блог Наталии Хатунцевой

Психосоматика детских болезней – почему болеют наши дети

Здравствуйте, дорогие читатели! Очень часто детские болезни – это отражение поведения их родителей. И хоть вы холите-лелеете свою кровиночку, водите по лучшим врачам, покупаете иммуномодуляторы, он все равно болеет раз в месяц. В чем же дело? Что это такое – психосоматика детских болезней? Это когда к физиологии примешивается психология. Давайте поговорим об этом подробнее.

Что такое психосоматика?

Психосоматика болезней

Лучше понять значение термина поможет следующий пример. Представьте, что начальник вызвал вас «на ковер» и стал ругать за никчемный отчет. Вы знаете, что отчет сделан отлично. Но босс орет и не дает ничего объяснить. Внутренний голос кричит вам: «Беги!» Но отступать некуда.

В результате вы грузите себя ролью «дежурного дурака» – киваете, потому что боитесь перечить. В это время возникает мышечное напряжение шеи, появляется боль в ней. Ноги напрягаются, чтобы убежать, но это невозможно. Начинается боль в коленях и ногах. Сказать правду мешает страх. Ком в горле отзовется проблемами с легкими и бронхами.

Даже если спустя полчаса начальник принесет свои извинения, и вы мысленно его простите, мышечные команды, сформированные напряжением, отменить не удастся. Они уже активно действуют. В ситуации с детьми тот орущий начальник – это и есть родители. Психологические факторы иногда напрямую влияют на возникновение детских болезней.

Что родители делают не так

Ребенок не понимает, за что его ругают

Малышу трудно передать свои переживания. Тем более, когда взрослые не позволяют открыто демонстрировать свои чувства: «Ты мальчик, а мальчики не плачут», «Ты девочка, а хорошие девочки не шумят и не топают ногами». И чем убедительнее это говорят родители, тем больше у ребенка формируется вина – и за свое непримерное поведение, и за свои «неправильные» чувства. В результате психологические трудности малыша проявляются в виде телесных симптомов.

Если вы привыкли разговаривать с ребенком на повышенных тонах и отчитываете его за каждую мелочь, то его эмоциональное напряжение может вылиться в отит, энурез.

Воспаленный аденоид, например, может свидетельствовать о том, что малышу «мешают дышать» ваша чрезмерная опека или, наоборот, завышенные требования.

Экзема на коже, высыпания и шелушения показывают, как малыш протестует против родительской нетерпимости, когда:

  • его часто шлепают по попе;
  • толкают;
  • тянут за руку;
  • запихивают в рот нелюбимую кашу.

Постоянные простуды буквально гласят: «Мне не нравится в садике, я туда не хочу». Через эти «громкие сигналы» ребенок хочет быть услышанным.
Поэтому так важно слышать и понимать их смысл, а для этого необходимо наладить и поддерживать дружеское общение со своим малышом.

Болезнь реальная или мнимая?

Мама с больным ребенком

Любое заболевание – это взаимосвязь многих факторов, в том числе и психологических. И не всегда точно удается определить, каких именно и в каком соотношении.

Если ребенок болеет в сезон гриппа и ОРВИ, то тут можно сказать: «Подцепил вирус». А бывает так, что болезни повторяются с частой периодичностью, или малыш плохо себя чувствует после каких-то событий (например, свиданий с папой, если родители разведены, походов в садик). Это значит, он на физиологическом уровне требует обратить внимание на свое отношение к этим событиям.

На малышах старше двух лет хорошо зарекомендовал себя «эффект плацебо», он помогает отличить выраженный психосоматический элемент от физиологии. Дайте ребенку витаминку и убедите его, что это суперлекарство. Если чудо-витамины подействуют на малыша волшебным образом, значит, болезнь была у него в голове.

Еще примеры

Бронхиальная астма – типичный пример психосоматического расстройства

Бронхиальная астма у мальчика

Влияет ли психологическая атмосфера на развитие у ребенка астмы? Как правило, болезнь является наследственной. Но ее развитие происходит не сразу после рождения, а под воздействием различных факторов, включая и сильные переживания. Конечно, не всякий стресс дает толчок к развитию болезни. Но, если малыш:

  • видит частые ссоры родителей;
  • чувствует враждебность в семье;
  • думает, что никто его не понимает;
  • видит, что мама стала больше времени уделять новорожденному братику (сестричке),

то это может привести к появлению у ребенка приступов одышки, удушья. Это является сигналом невыраженных чувств: грусти, вины или даже гнева, которые были перенаправлены в тело.

Как избавить ребенка от привычки грызть ногти и ковырять в носу?

Девочка грызет ногти

Зачастую эти привычки связаны с тем, что малыш неспособен выражать «отрицательные» эмоции. Он зажат, скромен, опасается наказания или боится быть непонятым. Как следствие, подавленное недовольство перерастает в злость, которую ребенок переносит на себя, нанося себе физический дискомфорт. Называется такое состояние онихофагией – это одна из разновидностей аутоагрессии.

С привычкой нужно помочь крохе расстаться деликатно. Обсуждать ее и ругать за нее не нужно. Просто всякий раз, когда ребенок будет рефлекторно подносить руку к лицу, подходите и невзначай обнимайте его. Берите за руку или поглаживайте руку. Когда эмоциональное напряжение спадет, постепенно уйдет и привычка.

Безусловно, не все детские болезни психосоматические. Но если они трудно излечиваются, нужно понять, все ли хорошо с психическим здоровьем малыша.

Как ускорить выздоровление ребенка

Мама и маленький сын

Возможно, вы, сами того не понимая, поощряете детские болезни, когда всеми путями пытаетесь угодить ребенку во время болезни, покупаете игрушки и не ограничиваете в сладком. Естественно, болеть в таких условиях намного приятнее, чем быть здоровым. Ведь болезнь – это маленькая жизнь, в которой только малыш, мама и его любой каприз.

Поэтому перестаньте превращать время болезни в праздник с подарками, гиперзаботой и чрезмерной опекой. Это время не должно отличаться от того, когда ребенок здоров. Читайте книги и смотрите мультфильмы о том, как хорошо быть здоровым.

Постарайтесь и в «здоровое» время уделять должное внимание малышу. Например, заведите правило одного часа, который вы полностью посвящаете ему: играете вместе в настольные детские игры, читаете, рисуете вместе. И, конечно, установите спокойный микроклимат в семье. Это, пожалуй, самое главное.

Здоровья вам и вашим детям! До свидания, до новых встреч!

Обратите внимание
Когда отдавать ребенка в школу – в 6 или 7 лет? Как принять правильное решение

Здравствуйте, дорогие читатели! Вопрос о том, в каком возрасте детям...

Хотите дарить лучшие подарки?
Подпишитесь на мою рассылку и получайте свежие
подборки каждую неделю.
Оставить комментарий
обязательные поля помечены *
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: =( :( :smile5 :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1:
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашей
политикой конфиденциальности