Мы любим в детстве получать подарки,
А в зрелости мы учимся дарить.
(Самуил Маршак)
рубрики
Наши дети
Блог Наталии Хатунцевой

Что делать, если у ребенка нет познавательного интереса

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня на улице я обратила внимание на одну пару. Молодая мама гуляла со своим пятилетним сынишкой. Малыш то и дело дергал мать, задавая ей «миллион» вопросов за минуту. Женщина раздраженно одергивала сына и продолжала разговаривать по телефону. У маленького «почемучки» все вопросы остались без ответов. И это неправильно! Такое поведение родителей способствует развитию инфантильности и равнодушия к дальнейшему познанию мира. А потом родители задают вопрос детскому психологу: что делать, у ребенка нет познавательного интереса. Давайте поговорим на эту тему.

Заинтересованность

Этой маме тысяча «почему» каждый день кажется настоящим наказанием. Она может найти массу причин, почему она игнорирует вопросы малыша: у не хватает времени, сил, знаний, она устает на работе, дома много дел и т.п.

Мальчик тем временем пытается понять мир, в который он пришел. Он проявляет интерес к происходящим вокруг событиям. Отсутствие такого интереса в  дальнейшем скажется на обучении и формировании личности.

Как понять, есть ли у ребенка познавательный интерес

Если родители  хотят воспитать из ребенка «Человека с большой буквы», они должны всесторонне развивать его природные качества. У ребенка есть познавательный интерес, если он:

  • стремится углубленно изучить любой предмет;
  • самостоятельно или путем вопросов получает ответы в этом направлении;
  • осваивает новые способы познания;
  • самостоятельно преодолевает трудности при сборе информации;
  • проявляет постоянную заинтересованность;
  • сам себя мотивирует к учебе и познаниям;
  • стремится к творчеству.

Родители всячески должны поддерживать и поощрять эту тягу к познанию нового и неизвестного.

Как  формировать познавательный интерес

Как развить познавательный интерес у ребенка, если он у него отсутствует? Основой интереса является любопытство. Эта стихийная заинтересованность проявляется у малышей до пяти лет. В этом возрасте они могут задавать разные нелепые вопросы. Например, можно ли куклу напоить молоком. Они хотят знать все.

Начиная с пятилетнего возраста у ребенка появляется любознательность. Её проявление зависит от правильной поддержки интереса со стороны взрослых. Формирование любознательности проходит следующим образом:

  1. Ставьте перед ребенком задачу.
  2. Обсудите возможное решение (поищите информацию в книгах, в Интернете).
  3. Спросите у опытного человека или знатока.
  4. Порадуйтесь успешному результату.

Возьмем самый простой пример. Задача – вырастить фасоль. Действия:

  • вместе собираем информацию;
  • уточняем нюансы у бабушки или опытного огородника;
  • замачиваем семя фасоли;
  • ждем, когда прорастет;
  • высаживаем на огороде у бабушки;
  • радуемся результату.

Таким образом, уже с раннего возраста детям прививается активная позиция в изучении любого вопроса.

Дошкольника сложно заставить довести дело до логического завершения. Здесь необходима помощь взрослых, их заинтересованность, которая будет мотивировать ребенка.

Психологическая мотивация

Для детей дошкольного возраста очень важно осознавать значимость их открытий. Роль семьи занимает здесь важнейшее место. В семье должен быть необходимый для развития ребенка психологический микроклимат. Повысить мотивацию ребенка можно следующими способами:

  • подогреть интерес к познанию путем совместного чтения, наблюдения за природой, просмотра и обсуждения фильмов (мультфильмов), творческими играми, тематическими занятиями;
  • поощрять развитие творческого потенциала;
  • отвечать на все вопросы ребенка и давать ему первоначальные знания об устройстве мира. Изучение на начальном этапе истории страны, традиций народов, природы в дальнейшем подтолкнет на более глубокое изучение этих тем.

Бывает трудно переключить природную активность ребенка в познавательную сторону. Взрослые сами должны быть заинтересованы в конечном результате, тогда ребенок будет им верить.

Яркая наглядность

В формировании познавательного интереса у детей существует ряд особенностей.

Во-первых, во время экспериментирования с предметами, необходимо обращать внимание на их особые свойства. Например, если мы перенесем снежную бабу в квартиру, то она растает. Почему? Доходчиво объяснить о разности температур и физических свойствах снега.

Во-вторых, в качестве средств для лучшего понимания и восприятия информации использовать яркую наглядность, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи. Ребенок не может долго воспринимать устную информацию. Поэтому нужно её разнообразить.

Трудности при формировании познавательного интереса

Во время выявления интересов ребенка, могут возникнуть проблемы следующего характера:

  1. Расчет необходимого объема информации.
  2. Быстрая утомляемость ребенка и рассеивание внимания.
  3. Взаимосвязь всех занятий между собой.
  4. Поиск методов решения поставленных задач.

Основная задача взрослых – удержать внимание малыша на предметах, вещах и интересующих его темах. Пытаться довести занятие до логического конца, не бросать на полпути, а постоянно подогревать интерес ребенка разными подходами.

Для этого можно воспользоваться следующими приемами:

  • стимулировать ребенка задавать вопросы. Доброжелательное отношение и доходчивое объяснение для малыша станет стимулом проявлять дальнейший интерес;
  • совместно искать ответы на задаваемые вопросы. Для этого используются энциклопедии, справочники. Можно поиграть с ребенком в игру «Вопрос-ответ», в которой ответы родители будут находить вместе с ним;
  • придумать хобби. Например, предложить собирать коллекцию марок, эмблем городов, тематических значков. Каждый полученный экземпляр изучать со всех ракурсов, тем самым развивать интеллектуальный потенциал ребенка;
  • хвалить ребенка за каждый эксперимент и исследование. Играть вместе с ним в развивающие игры, собирать различные конструкторы.

Ребенок – это настоящий исследователь мира, в котором он живет. Все познания приходят к нему через чувства, ощущения, наблюдения и общение с взрослыми. Даже в момент нехватки времени, необходимо уделять ему внимание. В случае чрезмерной занятости перенести беседу на вечер и обязательно дать ответ на интересующий кроху вопрос.

В заключение предлагаю вам посмотреть видео.

А как вы мотивируете развитие познавательного интереса у своих детей? Пишите комментарии, присоединяйтесь к беседе, приглашайте своих друзей из соцсетей. До свидания, до скорой встречи!

Обратите внимание
Когда отдавать ребенка в школу – в 6 или 7 лет? Как принять правильное решение

Здравствуйте, дорогие читатели! Вопрос о том, в каком возрасте детям...

Хотите дарить лучшие подарки?
Подпишитесь на мою рассылку и получайте свежие
подборки каждую неделю.
Оставить комментарий
обязательные поля помечены *
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: =( :( :smile5 :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1:
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашей
политикой конфиденциальности