Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня статья посвящена важному аспекту в воспитании детей. Как часто родители жалуются на то, что ребенок не может запомнить элементарные вещи или последовательность действий. Прежде, чем перейти к вопросу, как развивать память у ребенка, следует отметить, что патологических проблем у здоровых малышей не бывает. Случается, что память оказывается недостаточно развитой. Это становится заметным, когда ребенок начинает ходить в школу, где на него обрушивается масса информации. Чтобы он успевал ее перерабатывать, необходимо тренировать память с дошкольного возраста.
Рано или поздно вопросом, как правильно улучшить память ребенка, задаются почти все родители. Для того, чтобы справиться с возникшей проблемой, существуют хорошо зарекомендовавшие себя методики развития памяти у детей.
Содержание
Методика Глена Домана
Изначально известный психотерапевт разработал систему запоминания информации для детей с отклонениями. Затем методика была адаптирована для развития памяти у всех детей. Методика с успехом используется в условиях домашнего воспитания:
- занятия начинаются в раннем возрасте;
- успехи поощряются похвалой;
- отношения выстраиваются на основе уважения и доверия;
- занятия проводятся по желанию и в атмосфере комфорта;
- занятия заканчиваются до наступления усталости;
- разнообразный материал выстраивается последовательно по мере сложности восприятия;
- тренировки проводятся регулярно без проверки и оценки знаний.
По методике не рекомендуется заниматься через силу. Такой подход считается правильным и позволяет добиваться максимальных результатов в короткие сроки.
Педагогическая система Марии Монтессори
Особенностью занятий является самостоятельный выбор ребенком интересующих его игр. Родители полностью отказываются от роли учителя, а только наблюдают за действиями малыша и создают ему условия для занятий. Принципиальными являются:
- Самостоятельный выбор занятия и его продолжительность.
- Проведение занятий в игровой форме.
Методика способствует развитию памяти, внимания, мышления, воображения, моторики, логики и речи.
Давайте подробнее остановимся на том, что такое память у человека, о видах памяти.
Виды памяти
Под памятью подразумевается способность человека сохранять любую полученную информацию для дальнейшего ее использования в жизненных ситуациях. Остановимся на видах памяти, которые рекомендуется развивать у ребенка с самых ранних лет:
- образная. Ребенок запоминает образы, которые формируются с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильных ощущений. Чем ярче и полнее будет образ, тем лучше он запомнится;
- словесно-логическая. Ребенок запоминает то, что услышал или прочитал. Упражнения и игры со словами развивают мышление и укрепляют логику;
- двигательная. Эта память направлена на запоминание физических движений;
- эмоциональная. Ребенок запоминает события, вызвавшие сильные эмоциональные впечатления (радость, счастье, обида, боль и т.д.).
А теперь рассмотрим, как запоминается информация.
Условия запоминания информации
Вот эти условия:
- произвольное. Полностью контролируется сознанием и направлено на запоминание определенной информации. Перед ребенком ставится цель запомнить то или иное явление. Для решения поставленной задачи применяются специальные приемы и волевое усилие. Например, заучивание текста наизусть или запоминание правил;
- непроизвольное. В данном случае информация запоминается без определенной цели. Процесс проходит без напряжения и не регулируется мозгом;
- опосредованное. Для тренировки используются дополнительные приемы или техники запоминания. Например, чтобы не забыть что-либо сделать, нужно завязать узелок или поставить крестик. То есть, для процесса запоминания используется дополнительный предмет или действие, которые воспроизводят в памяти нужную информацию;
- непосредственное. Запоминание происходит при воздействии на органы чувств и удерживается на короткое время.
Память бывает кратковременная и долговременная:
- кратковременная память удерживает небольшой объем информации в течение короткого периода времени, а затем полностью выбрасывает ее;
- долговременная память формирует базу данных человека. Она зависит от возможностей его мозга. Полученная информация хранится долгое время.
Чтобы вырастить из ребенка человека с хорошим багажом знаний и умений, необходимо тренировать именно долговременную память.
Возрастные особенности
Для каждого возраста ребенка существуют особенности, которые следует учитывать при организации занятий по развитию памяти:
- дети до 2-х лет не способны запоминать информацию, но на их развитие оказывают серьезное влияние происходящие вокруг них события. Для этого возраста разработаны специальные игрушки, развивающие навыки распознавания отдельных предметов. Например, развивающий коврик, в комплектацию которого входят звуковые и музыкальные игрушки, мягкие и твердые предметы;
- от 2 до 6 лет – дети учатся говорить, понимать речь и запоминать информацию. Это самое подходящее время, чтобы тренировать память и способность воспроизводить то, что они запомнили. В этот период родители начинают активно использовать развивающие игры. С их помощью ребенок изучает цвета, геометрические фигуры, цифры, буквы. Он проявляет интерес ко всему, что его окружает. Но в долговременную память откладываются только те события, которые проявляются при регулярном воспроизведении. Чем больший интерес вызывает информация, тем вероятнее, что она запомнится надолго;
- от 6 до 12 лет – дети начинают осваивать основные знания. В этот период они учатся читать, писать, считать.
Тем самым они создают условия для естественного развития долговременной памяти. При этом родители должны поддерживать их интерес к получаемой информации, иначе она не будет усвоена и скоро забудется; - с 12 лет мозг ребенка начинает работать, как у взрослого человека. Кроме учебы у него появляется круг увлечений, благодаря которым подросток также увеличивает объем знаний и получает новый опыт. В этот период важным аспектом в развитии памяти ребенка становится поддержка и помощь родителей.
Советы
Родители часто задаются вопросом, как помочь ребенку развить способности для запоминания информации. Для этого есть несколько эффективных способов:
- Разговаривать и просить описать события, произошедшие с ребенком за день. Со временем малыш научится логично доносить информацию, располагая факты в хронологическом порядке. Всячески поощрять и развивать познавательный интерес у ребенка.
- Читать книги. Желательно вслух, а также давать возможность ребенку закончить фразу, если он ее вспомнит.
- Использовать картинки в качестве наглядных пособий. Упражнения развивают зрительную память.
- Научить выстраивать взаимосвязь между явлениями, используя ассоциативный метод.
- Изучать иностранный язык. Любые упражнения, заставляющие ребенка напрягать мозг, будут полезны для тренировки памяти.
- Играть в игры на внимание.
- Заниматься физическими упражнениями. Неважно, где будут проходить занятия: в секции, дома или во время прогулки. Спортивные упражнения воздействуют на обменные процессы в организме и улучшают кровообращение в мозге.
- Использовать в рационе питания продукты, влияющие на продуктивную работу мозга.
На этом я заканчиваю разговор с вами о том, как развивать память у ребенка. Я надеюсь, что мои советы помогут родителям сориентироваться и разработать собственную методику для развития памяти у своего ребенка. На этом я прощаюсь с вами. Подписывайтесь на блог, пишите комментарии к статьям, приглашайте друзей из социальных сетей. До свидания! Всего вам доброго!