Здравствуйте, мои дорогие читатели! Многие родители, особенно молодые, задаются вопросом, стоит ли наказывать детей за провинности. Может быть, этого не стоит делать? Или, наоборот, почаще вспоминать дедовские методы воспитания. Давайте разберемся, как наказывать ребенка правильно. Как не ошибиться в своих решениях о наказании, правильно разобраться в ситуации, не навредить психике ребенка.
Содержание
Кнут и пряник
Воспитание ребенка – это долгий и сложный процесс. Каждый родитель хочет видеть в детях свое продолжение. Вполне оправдано желание вырастить порядочного человека, способного любить и сострадать. В семьях применяются различные меры поощрения и наказания. С «пряниками» и так все понятно. Если дитя заслужило похвалу или подарок, то обязательно его получит. С «кнутом» сложнее. Детей ставят в угол, шлёпают, теребят за ухо. Хуже всего, когда родители объявляют бойкот ребенку. Они игнорируют его поступки. От этого страдает, прежде всего, детская психика. Так когда и как наказывать ребенка, и нужно ли это делать?
Сразу хочу сказать, что я категорически против любых форм насилия. Бить детей ремнем нельзя.
Такое обращение травмирует ребенка. Оно ожесточает, рождает страх перед болью. Иногда малыш не понимает, за что его наказывают. Ведь он делает то, что разрешил папа. Маме, наоборот, это не нравится. Родителям, прежде чем наказывать детей, стоит договориться о том, что детям можно делать, а что нет. Это сделать просто. Нормы поведения диктуются общепринятыми нравственными постулатами.
Непослушный ребенок
Чаще всего ребенка наказывают за непослушание. Особенно достается от родителей малышам. Они стараются что-то сделать в силу своего возраста и понимания. Многое не получается. Из-за этого разбиваются вазы, разбрасываются по комнате игрушки, устраиваются истерики в супермаркетах.
Возвращаюсь к теме запретов. Если родители не договорятся, за что они будут наказывать ребенка, то результата не будет. Малыш до трех лет не может сам разобраться, что такое хорошо, а что такое плохо. Не стоит ругать маленького ребенка. Нужно запастись терпением и следовать следующим советам детских психологов:
- Объяснять и еще раз объяснять неправильность поведения.
- Категорически запрещать все, что действительно нельзя делать (хватать шоколад с витрины магазина, гулять без шапки, переходить дорогу в одиночку).
- Поставить жесткие условия всей семье строго соблюдать заведенные правила этикета в общении, поведении, режиме питания и гигиене.
- С возрастом менять систему стимулов, так как методы для увещевания трехлетнего ребенка не подойдут для школьника.
Нельзя оставлять без внимания проступки детей. Игнорирование не метод воспитания, а способ развития будущего равнодушия и цинизма.
Дошкольный возраст
В Японии, Китае и других азиатских странах детей не наказывают вплоть до трехлетнего возраста. Потом начинают внедрять систему ограничений. А у ребенка в это время начинается самая интересная стадия познания окружающего мира. Им интересно все. Поэтому, прежде чем наказывать малыша дошкольного возраста, выясните причину его проступка. Не рекомендуется наказывать ребенка за следующее:
- эмоциональные возрастные особенности;
- физиологические особенности, связанные с возрастом;
- неосторожность (если что-то случайно разбил, разлил, испачкал);
- за его исследовательский интерес узнать обо всем вокруг (глубину сугроба, внутреннее содержание дорогой игрушки, вкус маминой помады и тому подобное). Хуже, когда у ребенка нет познавательного интереса.
Младшие школьники
Дети школьного возраста способны воспринимать спокойный разговор воспитательного характера. Особенно они не хотят в чем-то разочаровать родителей или расстроить маму. Провинившись, они могут сами прийти с повинной. Нельзя откладывать разговор, нужно действовать по горячим следам. Разговор по душам настроит ребенка на правильный лад. Он поймет свои ошибки и постарается больше их не совершать.
Подростки
Наказание подростка рекомендуется чередовать с поощрением. С этими детьми достаточно сложно найти общий язык. Они уже не малыши, но еще не взрослые люди. Особенности взросления сказываются на их характере. За что же их можно наказывать? Только за конкретные проступки или невыполнение домашних обязанностей, которые закреплены за ними. При этом нежелательно лишать ребенка доступа в Интернет, прогулок с подружками. Для достижения результата нужно вместе разработать правила, которые нельзя нарушать. Тогда у тинэйджера не возникнет вопросов по поводу своего неправильного поведения.
Наказание за серьезные проступки
Существуют очень серьезные вещи, которые нельзя ни в коем случае игнорировать. Если ребенок плохо учится, то могут начаться проблемы с его дальнейшим образованием. Психологи не рекомендуют наказывать за плохие оценки. В этом случае лучше реагировать на лень, расхлябанность, нежелание нести ответственность за свое будущее. Причинами плохой успеваемости могут стать компьютерные игры, компания друзей, увлечение собственным творчеством. Можно ограничить свободное время и увеличить время на подготовку домашнего задания, занятий с репетитором.
В худшей ситуации оказываются родители, чьи дети начинают воровать.
Причин бывает несколько:
- хотят доказать друзьям свою состоятельность и бесстрашие;
- чтобы обратить на себя внимание;
- не хотят казаться бедными;
- ребенок стал жертвой вымогателей, старше его по возрасту.
Прежде чем наказывать за воровство, следует выяснить причину. Затем принимать меры. Пригласить друзей ребенка в гости, посмотреть на них. Если компания не вызывает доверия, то постараться по максимуму ограничить их общение. Можно отдать ребенка в секцию, творческий кружок, в крайнем случае, перевести в другую школу.
У детей часто появляются свои секреты. Когда они пытаются их скрыть, то начинают врать. Постепенно из врунишек могут сформироваться настоящие обманщики. Профилактические беседы часто не приносят желаемого результата. Эффективность наказания за обман зависит от принятия ребенком своей неправоты. Откровенный разговор поможет выяснить причину вранья, а также понять собственные недочеты в воспитательном процессе. Похвала за каждый честный поступок или сказанную правду станет отличным стимулом для ребенка, чтобы перестать обманывать.
Заключение
В заключение хочу еще раз напомнить о том, как нельзя наказывать ребенка:
- Бить.
- Кричать.
- Срываться в сердцах, а потом извиняться.
- Запрещать все подряд.
Тема о том, как наказывать ребенка правильно, очень серьезная. От того, как вы к этому относитесь, зависит очень многое. И формирование психики подрастающего малыша, и доверчивые отношения между вами и ребенком, и становление его, как личности. Советую приобрести книгу по этой теме, в которой вы найдете ответы на многие ваши вопросы.
Родители должны оставаться для детей единственным авторитетом. Если взрослые будут нарушать морально-нравственные нормы, то рано или поздно они потеряют уважение в глазах ребенка. Быть примером для подражания, оставаться другом и помощником для ребенка во всех жизненных ситуациях, – вот главная воспитательная задача родителей.
На этом я прощаюсь с вами, дорогие друзья. Желаю вам всегда находить понимание во всех поступках ваших детей. Помните, – любви много не бывает! Любите своих детей, занимайтесь с ними, не отпускайте на самотек их взросление. До свидания! До новых встреч!